На самом деле, Днестра — два. Один мы видим с моста или с берега. Река и река, разве что больше Быстрицы. Но есть еще один Днестр, который открывается тебе только во время сплава. Он прекрасен.
Два года назад мы с друзьями устроили любительский рафтинг по Днестру. Прошли отрезок от Нижнива к Незвиско. В этом году решили продолжить путешествие. Составили два варианта маршрута: программа минимум — с Незвиско к Устечка, максимум — доплыть до Залещиков.
Скорость передвижения зависит от нескольких факторов. Прежде всего, это полнота Днестра. В этом году, из-за частых дождей, уровень воды был достаточным, а вот в 2015-м несколько раз приходилось тянуть лодку на руках, чтобы не порвать дно о камни.
Также важен тип судна. Байдарки и каноэ движутся значительно быстрее, чем лодки или прямоугольные плоты. А еще многое зависит от того, как вы плывете. Если балдеть, пить пиво и рыбачить с борта, то это интересно, но медленно. А вот если постоянно грести, сменяя друг друга на веслах, тогда лодка летит, как птица. Хотя, это уже не отдых, какие галеры. Поэтому стоит выбрать золотую середину.
Брать в сплав алкоголь? Это вопрос индивидуальный. Если не знать меры, то захватывающее путешествие в первое же утро будет испакощены похмельным синдромом и вместо любоваться красотами Днестра вы будете искать сельский магазин с пивом.
А еще перед сплавом стоит тщательно изучить прогноз погоды. Если обещают дожди, град и ураган, то лучше сидите дома. Поверьте — грести под ливнем еще то «удовольствие». И даже при солнечном прогнозе возьмите с собой дождевик или водозащитный костюм. Он точно лишним не будет.
Рафтинг в Карпатах НЕ Миссисипи, но …
Стартовав от моста в селе Незвиско, уже через час мы увидели башню старинного замка на правом берегу. На этом участке Днестр служит естественной границей между Ивано-Франковской и Тернопольской областями, поэтому крепость оказалась «наша». Это Раковецкий замок, который в 1650-х годах свел Доминик Беневский. Хотя правильнее использовать существительное «остатки», потому что местные крестьяне растащили замковые камни на заборы, кладовые и т. д.
Сейчас от крепости остались только башня и небольшой фрагмент стены, который просматривается среди кустов. Интересно, чем руководствовался господин Беневский, когда выбирал место для крепости? Над крепостью нависает гора, откуда весь замковый двор видно, как на ладони — ставь пушки и стреляй, как в тире. Возможно, такое расположение объясняется наличием источника с водой, которого не было на холме? Тем не менее, замок отбился от казаков и татар, но не устоял перед регулярной турецкой армией. Во время гражданской войны в Польше (Барская конфедерация 1768) крепость сгорела и уже не восстанавливалась.
Миновав башню, видим на берегу рекламный щит: «Порт Раковец. Ресторан, магазин, кемпинг. Холодное пиво, квас, мороженое, Прикарпатье кухня, блюда из рыбы и мяса на мангале». Если есть порт, то должен быть и корабль. И он есть! За несколько сотен метров на воде покачивается настоящий пароход с гребным колесом, немного похож на судно из фильма про Тома Сойера. Корабль смастерил львовский изобретатель Юрий, судно так и называется — «Юра». Поскольку Днестр НЕ Миссисипи, плавсредство имеет повышенную проходимость и осадку всего 30 см. Габариты скромные, но достаточные: ширина 14 м, длина — 5,6 м, вес — 12 тонн. Имеет две палубы, несколько кают на 10 пассажиров, туалет и даже душ. Все это обслуживает команда из трех человек: капитан, матрос и кок. Судя по большому мангала, который закреплен к борту корабля, работы последнему хватает.
Газопровод девонского периода
Днестровский каньон недаром включен в перечень «Семи чудес Украины». Здесь фантастические пейзажи, холмы по бокам иногда достигают 200 метров высотой, из них проступают каменные плиты, которые геологи называют отслоения. По ним можно читать древнюю историю Земли. Например, у села Беремяны является Красная гора, откуда гигантскими параллельными полосами выпирают красные девонские песчаники, имеющие 350 млн лет. Достаточно и живых существ — если сначала мы увлеченно фотографировали цапель и ястребов, то уже на второй день сплава стали воспринимать их как жителей города — голубей.
Впрочем, самым интересным представляется то, что сделали люди. Например, в селе Униж из воды видно металлическую конструкцию, напоминающую радар. На самом деле это сцена, где проводят фестиваль «АртПоле».
Вблизи поселок Хмелева горы покрыты сосновым лесом. Однако, деревья там какие-то искореженные, много сухих и поломанных. Что это — ураган или плохая энергетика?
В следующем село — Литячи, если не врут путеводители, есть пещера монаха-отшельника. Действительно, на вершине горы хорошо просматривается большая каменная глыба, но вылезать из лодки и идти проверять почему-то не хотелось.
Чуть дальше через Днестр, на высоких опорах, переброшенные две параллельные нитки труб, на одной из которых кто-то оставил анонимное признание: «Я тебя люблю. Будь моей девушкой». Это магистральный газопровод «Уренгой-Помары-Ужгород», построенный в течение 1982-1984 годов. Он имеет длину 4500 км, диаметр 1420 мм и качает голубое топливо из Сибири в Европу. Когда проплываешь, газом не пахнет …
Мосты, живые и мертвые
Неожиданно среди деревьев возникает мощная каменная терраса и большой дом позади. Это детской лагерь «Жемчужина Приднестровья» в селе Михальче. В отличие от многих советских санаториев он действует, рассчитанный на 200 детей, стоимость путевки колеблется от 2400 грн (12 дней) до 6000 грн (21).
За лагерем есть большой пляж с кучей машин и палаток. Там компании жарят шашлыки, купаются, пьют — не похоже, что это дети из соседнего лагеря. Просто в нескольких километрах — Городенка, и жители райцентра на выходные массово едут на природу.
Больше всего поразили руины старого моста, каменные опоры которого торчат из воды, как поломанные зубы какого-то чудовища. Говорят, построили его еще в Польше — в межвоенный период. Кто его разрушил и зачем? Пришлось потом лезть в интернет. Оказывается, городок разрушали несколько раз. Сначала это сделали поляки в сентябре 1939 — под самым носом советской танковой колонны. Советы переправу починили, но в 1941 снова взорвали, когда уходили. Через три года бежали немцы — взорвали тоже. После войны его подлатали, но ледоход 1970 существенно повредил опоры. Вскоре построили новый мост в соседнем селе, а старый … взорвали — в 1979-м, во время съемок кино о бандеровцах «Багровые берега». Фильм есть в интернете, на 63-й минуте хорошо видно, как конструкция взлетает в воздух.
Отплыв от руин, задаешься вопросом — а куда вел тот мост, ведь прямо крутая скала. На самом деле дорога резко поворачивала направо и проводила в соседнее село Устечко. Здесь довольно интересная архитектура — заброшенный старинный костел, почти все дома двухэтажные, причем внизу расположены хозяйственные постройки. Наверное это потому, что берега часто заливает вода, а при последней наводнения 2008 года здесь даже побывал Президент.
Наконец перед нами предстает бетонный красавец-мост, построенный в 1977-м. Он самый высокий на Прикарпатье, высота равна 27 метров, длина — 403. В Украине аналогов ему нет, а во всем СССР возвели лишь несколько подобных объектов.
У моста наше путешествие заканчивается — дальше начинаются глухие деревни, а тут трасса, как никак. Возвращаемся домой и … планируем очередной этап сплава.
Ви володієте цікавішою інформацією на тему, радо розмістимо її на ресурсі,